На
днях посмотрел новый телесериал от первого канала "Страсти по Чапаю".
Вообще, просмотром подобной продукции не увлекаюсь, по причине её
традиционно низкого качества. А если речь идёт об исторических сюжетах,
опыт подсказывает, продукт ко всему прочему будет под завязку наполнен
идеологическими помоями. Это притом, что официально в современной России
идеологии нет. На самом деле идеология, понятно, есть, и это ярый
воинствующий антисоветизм. Вот и фильмы снимают такие, чтобы граждане не
забывали, каким тоталитарным адом была жизнь в СССР, и как хорошо
живётся сейчас. Впрочем, творцы современной отечественной кинопродукции
ухитряются втиснуть тему ужасов чекизма всюду, даже в фильм об Иоанне
Грозном. Возникают подозрения, если первый канал возьмётся ставить сюжет
о каменном веке, то и там тема беспредела отечественных спецслужб будет
раскрыта в полной мере.
Ну а тут знакомые посоветовали - вышел
новый сериал про Чапаева. Причём сериал хороший, правдивый: в кои-то
веки красные показаны нормальными людьми, белые - упырями и бандитами,
исторические события отражены более-менее адекватно. Да и вообще, сам
факт, что главный государственный телеканал обратился к такой фигуре как
Чапаев, уже о многом говорит. Сказано - сделано, терзаясь известными
сомнениями (см. выше), начал вдумчивый просмотр.
Действие
начинается в 1906 году: будущий легендарный комдив юн, живёт на Волге,
работает плотником и крутит любовь со своей невестой. Если кто позабыл,
1906 год в России – это пик крестьянских выступлений, едва не переросших
в гражданскую войну. Время, когда массово восставали крестьяне,
составлявшие 85% населения тогдашней страны. Восставали в ответ на
растущие голод и нищету, бесправие, на прогрессивные реформы,
усугублявшие и без того их крайне тяжёлую жизнь. А добрый царь ответил
на эти выступления таким террором, по сравнению с которым все так
называемые сталинские репрессии – детский лепет. 1906 год в России – это
время, когда вдоль дорог стройными рядами тянулись виселицы, когда в
стране в мирное время вводились военно-полевые суды. Многие думают, что
так называемые тройки, то есть государственные органы внесудебной
расправы, придумал Сталин в 1937 году. На самом же деле царское
правительство активно применяло их уже в 1906 году. Но в сериале,
понятное дело, ничего этого нет.
В
сериале нам показывают идиллические картины России-которую-мы-потеряли
(с) (тм). Только не с балами, шампанским и хрустом французской булки,
как в фильме "Адмиралъ" а в образе лубочной русской глубинки. Как живут
по сериалу простые русские люди в начале века? Прекрасно! - отвечают нам
авторы, - живут мирно, честно трудятся, не бедствуют, добротно
одеваются, от души едят и пьют, чтут православную веру. Тема религии
вообще раскрыта богато - яростно креститься герои начинают после каждой
второй реплики, присутствует добрый батюшка - с мудрым смиренным взором и
такими же речами, да и вообще вся первая серия крутится вокруг
строительства новой церкви.
Глядя на эту идиллию становится
решительно непонятно - с чего бы вдруг всего через десять лет такая
благополучная страна рухнет в бездну разрухи и кровавого хаоса? Не сама
же по себе, не от накопившихся в обществе противоречий! Не от вопиющего
социального неравенства! Не от загулов в Париже для одних и голода для
других! Ведь на экране ничего такого не просматривается в принципе. Так
отчего же? Известное дело, - отвечают нам авторы, - от большевиков. От
них, проклятых, все беды на Руси! Вот и тут в сюжет вводится
революционер-большевик в виде брата главного героя. Чем он занят?
Подпольной агитацией? Сплочением людей для борьбы за справедливость?
Нет, революционер без продыху пьёт самогон и мрачно обещает после
захвата власти устроить бойню. Совершенно очевидно, что это тупой
опасный дегенерат. Ибо кто ещё может желать разрушения показанному
благолепию?
Дальше сюжет переносится в годы Первой мировой войны.
Плотник Василий Иванович Чапаев, как и многие его соотечественники,
отправляется на фронт воевать с германцами. Как мы помним из истории,
особого интереса для России в той войне не было. В отличие от 1941 года
на нас никто не нападал, в мировую войну царское правительство втянуло
страну, идя на поводу у собственных непомерных амбиций и требований
англо-французских кредиторов-инвесторов. Первые успехи наших войск на
фронте быстро и закономерным образом закончились, потому что по ходу
достижения этих успехов оказалась выбита кадровая армия с имевшейся
матчастью. И если потери личного состава можно было восполнить новыми
призывами, то оружие и боеприпасы для пополнений взять было неоткуда.
Потому что никаких стратегических запасов на случай большой войны в
стране не было, а собственных промышленных ресурсов для восполнения
потерь категорически не хватало.
Немногие знают, но уже в 1915
году в государственной думе всерьёз обсуждался вопрос о вооружении новых
стрелковых частей алебардами по причине острого недостатка винтовок. А
годом позже царское правительство было вынуждено расплачиваться за
военные поставки союзников, отправляя своих солдат в качестве пушечного
мяса во Францию. Собственно, известные ныне байки про «одну винтовку на
троих» в годы Великой Отечественной войны, они как раз основаны на
реальных фактах Первой мировой, перевранных для нужд господствующей
антисоветской идеологии.
Не лучше обстояли дела в российской
армии и с продовольствием, обмундированием. И это в то время, как
чиновники и столичные спекулянты безбожно наживались на поставках для
фронта. А ещё катастрофическим образом ухудшалась жизнь в тылу, где
миллионы крестьянских семей были вынуждены не только выживать без
кормильцев, но и содержать многомилионную воюющую армию. Так армия, не
имея должного снабжения и глядя на происходящее в стране, после бодрого
начала и первых успехов начала сдавать позиции и откатываться всё глубже
на свою территорию. Надо ли удивляться, что такое положение очень
быстро привело к социальному взрыву и катастрофе?
Какой
показана царская армия в 1916 году сериале про Чапаева? В сериале про
Чапаева в армии – всё прекрасно. Все отлично вооружены, сыты и одеты,
русские войска только и делают, что наступают и бьют врага. Правда,
солдаты изредка вспоминают о павших товарищах и о своих семьях, которым в
тылу приходится тяжко без кормильцев. Офицеры всё время сидят в
блиндаже, благородно режутся в карты и ведут политические дискуссии. И
всё бы ничего, но опять мутят воду революционеры-большевики, сбивая с
толку честных подданных православной державы, готовых без конца
складывать головы за царя и отечество.
Незаметно подкрадывается
роковой 1917 год. В стране происходит февральский переворот. Что такое
февральский переворот, так же известный как февральская революция? Это
падение в России монархии, вызванное упомянутыми бедами и
противоречиями, которые раздирали страну десятилетиями и предельно
обострились в годы войны. Ну а ещё сам царь Николай и его окружение в
конец подорвали авторитет не только свой, но и российской монархии в
принципе. В итоге вся прогрессивная общественность дружно потребовала
отречения царя от власти. Отречения требовала государственная дума,
требовал генералитет, но впереди всех – православная церковь, которая
ранее сама помазала Николая на престол. Все эти прекрасные люди предали
своего монарха, над ними и страной поставленного богом. А монарх
безропотно принял их требования и тем самым тоже предал – и своих
предателей, и народ, и страну, и бога. Что характерно, ни о каких
большевиках, как о влиятельной политической силе, речи тогда не было.
Большевики на тот момент были маленькой малоизвестной фракцией в составе
социал-демократической партии. Наиболее известные лидеры большевиков
находились либо в эмиграции, либо в ссылке и активного участия в
политике не принимали.
Каковы были последствия февральского
переворота для России? Последствия без преувеличения были
катастрофическими. После ликвидации монархии властью себя объявило
временное правительство. Пребывая в революционном угаре, оно быстро
развалило старые порядки, органы власти, системы жизнеобеспечения
страны, но не смогло создать ничего взамен. Так в считанные недели
реальной власти на территории бывшей Российской империи не стало в
принципе. Воюющая армия была окончательно деморализована и лишена
управления. В итоге уже летом 1917 года фронт затрещал по швам, началось
массовое дезертирство. А само временное правительство вместо наведения
элементарного порядка в стране и армии, вместо решения наиболее острых
вопросов погрязло в мелких политических интригах. К октябрю, несмотря на
то, что Россия по-прежнему находилась в состоянии войны с Германией,
воевать было некому, фронт развален, а сама страна даже не на части
развалилась, а вообще пошла в распыл. О независимости объявили не края и
губернии, а районы-уезды и отдельные сёла. Именно в таких условиях
взяли власть большевики.
Отражено ли это как-то в сериале? Нет. В
какой-то момент нам показывают титрами что-то вроде «февраль 1917 года,
пала монархия», после чего следует сцена солдатского митинга на
вокзале, где некий гражданин (надо полагать, опять злодей-большевик)
толкает речь о необходимости немедленного прекращения войны. Митинг
незамедлительно разгоняют казаки. Между тем Чапаев возвращается с
побывки на фронт. Как обстоят дела на фронте? Всё так же, как и раньше.
Нет ни бардака, ни падения дисциплины, ни массового дезертирства, ни
абсурдной либерализации армии (когда командиров выбирает личный состав,
он же решает голосованием – ходить сегодня в атаку или нет). По сериалу
все обозначенные прелести начинаются строго после сцены, в которой
офицеры в блиндаже с ужасом обсуждают новость – говорят, в Петрограде
переворот, правительство свергли большевики, пропала страна!
Тут
показывается конфликт в армии – все солдаты строго за большевиков, все
офицеры – строго против. Хотя в реальности после Октябрьской революции
офицеры старой армии поделились на три примерно равные части – тех, кто
активно поддержал большевиков, тех, кто выступил решительно против, и
тех, кто предпочёл устраниться от политики. Среди солдат же были
сторонники не только большевиков, но и меньшевиков, эсеров, анархистов.
Но в сериале всё строго, как сказано выше – солдаты за, офицеры против.
Почему так? Очевидно потому, что творцы с первого канала, снимая
исторический сериал, не утруждают себя чтением хотя бы школьных
учебников по истории. Вместо этого они продолжают тупо копировать
виденное когда-то в советском кино, обильно приправляя его «собственным вИдением».
Дальше
по сюжету начинается гражданская война. Как показана война в сериале?
Добрые красные – из простых русских людей воюют со злыми белыми, которые
представлены нерусскими казаками и немного – бывшими офицерами. Чтобы
сразу было видно, кто есть кто, и те и другие с первых дней войны одеты
строго единообразно: красные – в полевую форму защитного цвета, белые – в
белые форменные рубахи. Вроде, известно, что первые год-полтора
гражданская война идёт в разорённой стране с порушенным хозяйством,
регулярные армии не сформированы, со снабжением беда. Выглядеть, как это
показано на экране, войска будут значительно позже, когда красные
более-менее восстановят хозяйство на подконтрольной территории, а белые
окончательно перейдут на содержание своих лучших друзей, фактически –
хозяев, из заграницы. А до этого по обе стороны воюют партизанские
отряды, одетые и вооружённые – кто во что горазд. Известно, что масса
рядовых бойцов по обе стороны носили лапти, не имея ни сапог, ни
ботинок. Но в сериале всё строго наоборот – бойцы поголовно одеты в
новенькую форму, а лапти появляются в кадре ровно один раз – и то
висящими на шее пьяного красноармейца. При этом в диалогах Чапаева с
начальством и подчинёнными действительно постоянно слышатся жалобы на
недостаток всего самого необходимого. Однако, показываемое на экране
этого не отражает совершенно. Ощущение такое, что по ходу съёмок
костюмеры, реквизиторы и сценаристы работали, не пересекаясь вообще.
Итак,
на протяжении большей части сериала нам показывают участие Чапаева в
гражданской войне. В чём, по сериалу, выражается это участие? Может,
легендарный начдив командует войсками, организует управление, осваивает
полководческую науку? Как ни странно, нет. Сериальный Чапаев водит в бой
войска ровно три раза на протяжении девяти серий по 50 минут каждая.
Остальное время он хлещет самогон, предаётся половому разврату и
отбивается от козней упырей-комиссаров, которых ему навязывает партия. О
теме комиссаров, чекистов и прочих ужасов большевизма – разговор
отдельный, ниже. А Чапаев в редкие перерывы между этими занятиями
впадает в истерики как беременная баба, выдавая завывания из серии:
«Зачем церковь разорили, ироды?!», «Чем мне войска кормить – опять народ
грабить?!» и так далее. Очевидно, по мнению авторов, настоящий герой,
талантливый полководец и любимец солдат ведёт себя именно таким образом.
Впрочем, и бойцы в сериале не сильно отстают от командира.
Был
такой советский режиссёр Сергей Бондарчук, который отличался не только
большим талантом, но и богатым жизненным опытом – был родом из крестьян,
прошёл Великую Отечественную войну простым солдатом, общался с людьми,
повидал всякого. К работе подходил ответственно, роман М.Шолохова «Они
сражались за Родину» экранизировал предельно бережно и близко к тексту.
Благодаря всему этому он и стал известен как создатель ряда мощнейших и
фильмов о войне. Именно поэтому русский солдат у него выглядит русским
солдатом, командир – командиром, на войне – все на своих местах, каждый
занят делом, все нормальные живые люди, сражающиеся за правое дело, за
свою землю, за родных и близких, за Родину. Поэтому его фильмы смотрятся
правдиво и заслуженно любимы в народе. Глядя на происходящее в фильмах
Бондарчука становится действительно понятно, кто были наши предки и
почему они смогли сломить хребет непобедимому фашистскому зверю, за
которым стояла вся мощь континентальной Европы.
Совсем другое
дело нынешние властители дум. В армии они не служили, живого командира –
в глаза не видели, к материалу относятся наплевательски, плетут абы
что, густо приправляя это своими больными фантазиями. В результате
легендарный Чапай у них – истеричный алкаш и развратник, вместо бойцов и
командиров – шайка клоунов, вместо всенародного подвига и всенародной
же трагедии – полная сумятица и клинический бред. Кто с кем воюет, за
что, кто такие казаки, чего они хотят, почему чинят непотребства –
решительно не понятно.
Красной
нитью проходит через сериал история злоключений благородной девицы.
Дочь аристократа-полковника, она сперва объявляется революционеркой,
после чего незамедлительно увязывается на войну с папашей-офицером,
убивать этих самых революционеров. В первом же бою попадает в плен,
после чего снова вспоминает о своей революционности и прыгает в койку к
Чапаю. Далее она попадает в застенки ЧК, где её гнусно насилует
упырь-чекист, а за ним – вообще все, кому не лень. В итоге барышня снова
оказывается в чапаевских войсках, где её снова должны арестовать и
расстрелять – за неправильное происхождение и убийство
упыря-следователя.
И тут легендарный комдив раскрывается по
полной – барышня ему уже не интересна, потому что к этому времени он
вовсю сожительствует с женой своего комиссара. Чтобы барышню не схватили
кровавые чекисты, он её подговаривает бежать к белым, а вместе с ней
склоняет к дезертирству влюблённого красноармейца. Что сделают с
барышней белые, когда полстраны уже в курсе, что она любовница Чапая,
комдив, видимо, не думает. Не думает он и о том, какие сведения она
передаст врагу о его войсках. Вместо этого он делится обжигающими
откровениями о том, что революция – это не борьба за правое дело и
лучшую жизнь, а только грязь и кровь, что она, революция, ему всю жизнь
поломала.
Вообще, судя по мотивам и поведению персонажей,
сценарий писала девочка-подросток. Тут и описанное выше поведение Чапая.
Тут и матёрый опер из ЧК, который посреди допроса контрреволюционерки
срывается на признания в любви и, заламывая руки, вопрошает: «Скажите,
есть ли у меня хоть какие-то шансы?!», а после напивается и грязно
насилует возлюбленную. Видимо, по мнению авторов, чекисты занимались
именно этим – изнасилованиями, пытками и избиениями задержанных,
массовыми расстрелами невиновных, злоупотеблениями служебным положением.
Отдельного
упоминания заслуживают комиссары. Военные политработники в сериале –
исключительно гнусные мрази, трусливые и подлые. Вместо выполнения
прямых обязанностей комиссары заняты строго плетением интриг, саботажем и
удовлетворением личных амбиций. Комиссар Захаров – мразь и психопат.
Комиссар Фурманов – мразь и ничтожество, не способный управлять не
только войсками, но и собственной женой. Из-за жены, кстати, он среди
боя стреляет в спину Чапаю, из-за неё же без передышки строчит кляузы на
комдива высшему командованию.
Где-то
в середине действия в кадре появляется председатель реввоенсовета
Троцкий. Честно говоря, лично я никогда не испытывал особых симпатий ни к
самому Льву Давыдовичу, ни к его деятельности как до, так и после его
низвержения с советского политического олимпа. Но вместе с тем,
объективный исторический факт: заслуги его в деле установления советской
власти значительны. Известно и то, что к концу гражданской войны в
популярности и авторитете он немногим уступал одному лишь Ленину.
Известно также, что Троцкий был мощнейшим оратором и тонким психологом,
пользовался славой «демона революции», на митингах и собраниях умел
грамотно держать и накачивать аудиторию. Каков Троцкий в сериале? Мутный
мерзкий боров в кожаном пальто. Стоя на трибуне перед бойцами, он жрёт
арбуз и плюёт семечки в стоящих рядом краскомов. Странно, что вопреки
сложившейся традиции не показали Сталина, мечущегося по кремлёвским
коридорам с кровожадным уханьем в поисках очередной невинной жертвы.
В
целом, глядя на экран, создаётся такое впечатление. Помнится, недавно
нас пытались убедить в том, что в Великой Отечественной войне победил
народ вопреки коммунистам и лично Сталину, которые народу в этом
всячески мешали. Создатели же сериала «Страсти по Чапаю», похоже, решили
расширить и углубить эту тонкую мысль. У них и в Гражданской войне
победил народ строго вопреки козням большевиков. Перечислять прочие
гениальные находки создателей сериала можно долго, но и изложенного
вполне достаточно, чтобы сформировать определённое представление.
Надо
ли смотреть этот цирк? Если ты нормальный человек, уважаешь свою
страну, историю, память предков – смотреть это не следует категорически.
Вместо исторического кино – поливание народного героя помоями, вместо
осмысленного действа – тупые и убогие подростковые фантазии. Лучше
пересмотреть старый советский фильм про легендарного комдива. Он хоть и
чёрно-белый, и снят без малого восемьдесят лет назад, но до сих пор
смотрится вполне пристойно. В отличие от убогих поделок первого канала. http://a-slavin.livejournal.com/37953.html